http://dima-stat.livejournal.com/ ([identity profile] dima-stat.livejournal.com) wrote in [community profile] ru_antireligion2015-01-10 03:54 pm
Entry tags:

основной признак религиозного сознания

основным признаком религиозного сознания является отнюдь не вера в воображаемого друга, и даже не страх перед загробными исправительными процедурами, главным признаком религиозности сознания является полное, безоговорочное доверие авторитету.
т.е. важно не то, что вася стал крестится, ходить в церкву и целовать попу руку, это всё -- вторичные внешние признаки религиозности, важно в них то, что вася стал делать это всё поверив не во что-то, а кому-то.
распознаётся обладатель религиозного сознания на раз: его главным аргументом в любом споре будет попытка обоснования авторитетности источника того мнения, которым он пользуется (отсюда, в частности, растут ноги у всяких там "а вот ньютон тоже в бога верил!").
при этом, обладатель религиозного сознания вполне может оказаться атеистом. "патамушто так сам докинз сказал!"

ваше мнение, коллеги?

[identity profile] yesmi.livejournal.com 2015-01-10 02:00 pm (UTC)(link)
Доверие авторитету (реальному или воображаемому) - это скорее готовность подчиниться вожаку стаи (ну общественные мы животные, чьо уж тут).
Edited 2015-01-10 14:01 (UTC)

[identity profile] kompadoz.livejournal.com 2015-01-10 02:07 pm (UTC)(link)
Человек за последние 100 000 не изменился. Я к тому, что людей, полностью и безоговорочно доверяющих авторитету, вряд ли изменился с того времени (именно в силу неизменности людской природы).

Каких-нибудь 200 лет назад абсолютное большинство населения Земли верило в Бога.
Сейчас их (верующих) меньше.
Изменилась природа человека? Нет, изменились условия бытия.
Вывод: Ваше утверждение не верно.
Edited 2015-01-10 14:08 (UTC)

[identity profile] alla-ya-v-bar.livejournal.com 2015-01-10 02:10 pm (UTC)(link)
Именно по этому все собаки попадают в рай?

[identity profile] real-wass.livejournal.com 2015-01-10 02:39 pm (UTC)(link)
разумеется.
людей в принципе обладающих своим собственным мнением - меньшинство.
и верующими и атеистами становятся под влиянием авторитетов и эмпирических наблюдений.
если у кого-то в церкви приход от запаха ладана случился и самооценка поднялась - то он вполне запросто поверит в бога и будет если не бесприкословным фанатиком, то уж точно на той стороне лагеря.
сюда же запишем и атеистов, тех кто атеистами стал от мысли что "атеизм - это круто и по взрослому", возможно в противоречие к отрицаемым авторитетам, что так же является определенного рода влиянием.
что характерно для таких людей, они поголовно верят в приметы :D

на меня, например, никакой докинз не влиял, я в общем-то никогда всерьез в бога и не верил, ну или не помню такого.
просто этот вопрос у меня в семье практически никогда не рассматривался, хотя у отца была библия, например.
а я вырос больше на фантастической литературе к библии отношения не имеющей :)

[identity profile] para-pescar.livejournal.com 2015-01-10 02:39 pm (UTC)(link)
Вообще-то, я стал атеистом потому как раз, что Докинз и иже с ним мне так сказали. Иначе говоря, они меня убедили в том, что слепая, некритичная вера - это путь не к истине, а в махровое мракобесие. Про научный метод и критическое мышление я узнал от других людей. Да, меня напрягали всякие ляпы и косяки в Библии, но основой моей религиозности была вовсе не Библия. Это даже не религиозность - ортодоксом я не был никогда. Скорее это такой мистицизм, мифологическое сознание. До 16 лет я упорно игнорировал тот факт, что какой бы красивой и внутренне непротиворечивой ни была концепция, она ничего не стоит, пока не получены факты, доказывающие её истинность. Так что критически относиться ко всяким идеям я начал после прочтения разных книг соответствующей тематики. В том числе - и Докинза. Но каким образом до меня дошло, что именно эти книги учат как правильно искать истину, а не всякие там Кастанеды и Юнги - точно не знаю. Возможно, к 16 годам просто мозги включились и я стал более восприимчивым к фактам, начал требовать их наличия. Голословные и не подкреплённые доказательствами утверждения смущали даже меня, такого невежду. Так что, возможно, это моя житейская привычка не верить на слово эволюционировала в критическое мышление. Книжки меня только подтолкнули к тому, чтобы быть последовательным в этом отношении.
Edited 2015-01-10 14:43 (UTC)

[identity profile] Владимир Родионов (from livejournal.com) 2015-01-10 02:50 pm (UTC)(link)
Человек рождается свободным. Если ему повезло родиться в нормальной семье и получить соответствующее воспитание, он и останется свободным от всех предрассудков, связанных с религией. И никакие авторитеты тут ни при чем.

[identity profile] f_ja.livejournal.com 2015-01-10 03:06 pm (UTC)(link)
вот как Докинз скажет, такое и будет мнение

[identity profile] e-1-off.livejournal.com 2015-01-10 03:09 pm (UTC)(link)
Не совсем согласен. Особенность религиозного сознания в том, что однажды поверив в что-то или в кого-то, не важно, человек решительно и изобретательно отвергает любые факты, противоречащие своей вере и готов верить в любую чушь, лишь бы она как-бы подтверждала то, во что он верит.

[identity profile] huma-vestnik.livejournal.com 2015-01-10 03:37 pm (UTC)(link)
Мне кажется, то, что вы описываете, уместнее называть догматическим сознанием, а не религиозным. Вы и сами показываете, что подобный тип сознания не обязательно связан с религией.

Есть, правда, в таком сознании то, что называется и психологов конформностью, подстройкой под мнение значимых других людей. Это то, что идет с детства, когда родители были для нас высшими авторитетами.

[identity profile] tarantoga.livejournal.com 2015-01-10 03:41 pm (UTC)(link)
при всем уважении к автору меня не покидает чувство, что он сам придумал определение.
А про иррациональное (мистическое) мышление вы слышали?
Религиозное мышление предполагает наличие религии.
Ну, а что такое религия, вы знаете.
Сторонники теории эволюции не ходят с хоругвями Дарвина.

[identity profile] ignis-b.livejournal.com 2015-01-10 04:08 pm (UTC)(link)
если так, то у 95% (http://lurkmore.to/95) людей - религиозное сознание.

[identity profile] bjorn-raud.livejournal.com 2015-01-10 04:29 pm (UTC)(link)
Очень упрощенный подход. Под такую форму определения подойдут чуть-ли не все гуманитарии, например.

[identity profile] ata-pin.livejournal.com 2015-01-10 04:38 pm (UTC)(link)
ну тогда религиозным сознанием обладают все. Вы же не физик, но сошлетесь на Кирхгофа в разговоре о цепях тока

[identity profile] falcon-peregrin.livejournal.com 2015-01-10 04:46 pm (UTC)(link)
Следуя определению автора, вообще все 100% людей обладают религиозным сознанием.
Ибо у любого человека найдется кто-то/что-то кому/чему он будет всецело доверять.
Родители, учебники, любимый человек, авторитетные и известные специалисты...

Вообще тут в комментариях (впрочем. как и сам автор), как мне кажется, люто мешают такие понятия как вера и доверие.

[identity profile] dritte-mal.livejournal.com 2015-01-10 04:50 pm (UTC)(link)
за каждой единицей информации стоит какой-то автор. поэтому под это определение можно всё подвести.
yigal_s: (general)

[personal profile] yigal_s 2015-01-10 06:08 pm (UTC)(link)
не думаю, что это главный признак.
допускаю, что может быть религиозность (религиозное сознание), явным образом абсолютность авторитетов отвергающая (при этом неявно все равно принимающая достаточно много вещей, сказанных авторитами, или авторитетными источниками, некритично).

но по сути - признак очень существенный и заслуживающий внимания.
И, кстати, по такому признаку советский марксизм-ленинизм легко классифицируется как образец религиозного сознания (против чего я нисколько не возражаю).

Я полагаю, что немаловажный, возможно, основной признак религиозного сознания - своеобразный мистический идеализм, т.е. видение мира как во-первых, производное от некоторого высшего разума, или каких-то высших квази-разумных принципов и механизмов (скажем, карма) и приписывание этим высшим разумам и механизмам достаточно произвольных и экстраординарных возможностей, непосредственно имеющих отношение к нашей жизни. Примерно в таком духе...
Edited 2015-01-10 18:13 (UTC)

[identity profile] baizhi.livejournal.com 2015-01-10 07:21 pm (UTC)(link)
Главным свойством религиозного сознания является вера в бога. Что искренне делали Ньютон и Лев Толстой у нас, например, при этом против существовавших авторитетов.

[identity profile] futb-all.livejournal.com 2015-01-10 07:57 pm (UTC)(link)
> главным признаком религиозности сознания является полное, безоговорочное доверие авторитету

Это противоречит словарному определению религиозности.

[identity profile] dochlyj (from livejournal.com) 2015-01-10 09:02 pm (UTC)(link)
Вы ребята какие то дефективные в смысле умственного развития. Религия это не поп с кадилом,который использует религию в своих меркантильных целях и похож на муху сидящую на котлете,питающийся ею и на неё же гадящий. Религия это НАУКА о поведении человека в окружающем его мире,а поп это политик.

[identity profile] prison-blues.livejournal.com 2015-01-10 10:36 pm (UTC)(link)
под авторитетом кто понимается? если живой человек или группа людей, то не соглашусь