[identity profile] doktorbobo.livejournal.com posting in [community profile] ru_antireligion
Неделю назад вступил я по случаю в переписку с очередным знатоком философии и богословия. Кому не лень и даже интересно, могут ознакомиться здесь. Собственно про Канта отсюда. И был посрамлен и пристыжен. Несмотря на мои аргументы, оппонент продолжает настаивать, что великий Кант доказал бытие бога. Я утверждаю что нет, ибо как-то привык думать, что К. опроверг все доказательства, а его собственное, нравственное, в 21 веке не актуально в свете достижений науки в области эволюции, психологии и социологии. Я не считаю себя великим философом, который все постиг, у меня просто хорошая память от рождения и я очень много читаю (вместо спиртного, а теперь уже и вместо женщин), и поэтому могу ошибаться и даже очень. Но я немного в смятении: я не так понимаю Канта или у православныхверующих свой Кант?
И ваше личное мнение было бы очень интересно.

Date: 2015-02-10 08:49 (UTC)
From: [identity profile] n-vilonov.livejournal.com
Мне не кажется, что это перефразировка доказательства Фомы. Тезис Фомы сводится к тому, что необходимым образом существует первопричина. С этим тезисом я не согласен. Я считаю, что понятие "первопричина" не может иметь никакого определенного смысла - и причины этого выяснены как раз Кантом.

Я же утверждаю другое. Мой тезис: реальность в последнем счёте, до конца, исчерпывающим образом - не познаваема.

Опять же, я не утверждаю, что струны или вакуум - это Бог. Я утверждаю, что в некоторых контекстах непознаваемую до конца реальность, в которой мы живём, уместно называть Богом.

Date: 2015-02-10 18:13 (UTC)
From: [identity profile] n-vilonov.livejournal.com
1. Так ведь и Кант упирается в нечто непознаваемое. Не упирался в него, и то в своем собственном воображении, разве что Гегель (и гегельянцы).

2. О контексте. Непознаваемая реальность является для человека Богом тогда, когда она является предметом его надежды. Это следует из общего определения слова "бог", которое я нахожу не в каком-то новомодном или утонченно-спекулятивном трактате, а в Катехизисе моей Церкви (Евангелическо-лютеранской).

"...словом "бог" обозначается то, от чего (от кого) мы ожидаем всяческих благ, и в чем (у кого) мы ищем прибежища во всех скорбях ... то, чему вы отдаете свое сердце, и на что вы возлагаете свое упование, является, по существу, вашим богом". Мартин Лютер, "Большой катехизис" (из толкования первой заповеди).

В этом смысле, богами являются не только воображаемые существа на облаке (или среди каких-нибудь ещё природных стихий), но любые ценности, образы, понятия, которым люди отдают своё доверие, на кого (на что) надеются. Богом может быть нация, или какое-то другое человеческое сообщество. Богом может быть общественное состояние, например, социализм. Богами могут быть ценности, например, свобода, или, наоборот, порядок. Богами могут быть реальные сами по себе, но мифологизированные социальные явления (революция, прогресс и т.п.). И, конечно же, богом каждого человека может быть, и часто является, идеализированный образ самого себя.

Но все эти боги принципиально отличаются от единого Бога, Бога Библии - невидимого и непредставимого, о котором, как писал Иоанн Дамаскин, можно определенно знать только Его непознаваемость.

2.1. Я бы сказал, что тут важнее не вопрос "зачем", а вопрос "почему"? Человек возлагает свою надежду на неизвестное, на непознанное, на неожиданное тогда, когда все видимые и известные основания надежды оказались ложными - как Иов в Книге Иова, как автор 21 Псалма, как Иисус в Гефсимании и на Голгофе. При этом, разумеется, в такой ситуации человек не может знать, оправдаются эти надежды, или нет. Может быть да, а может быть и нет. В жизни по-разному бывает.

Date: 2015-02-11 12:42 (UTC)
From: [identity profile] n-vilonov.livejournal.com
1. Да, безусловно, навязывать кому-то какую-то определенную точку опоры неправильно. И тут дело не только в том, что необходимо уважать свободу человека, но, прежде всего, в том, что навязывающий определенную точку опоры - навязывает ложь. Даже если эта точка опоры вполне реальна (например, в случае веры в науку), возможности, которая она дает, не беспредельны. Тем более это относится к воображаемым точкам опоры (например, дед на облаке или социализм).

2. Что касается опоры на непознаваемую реальность, то тут навязывать что-либо невозможно чисто технически, несмотря на то, что непознаваемая реальность - это, безусловно, реальная точка опоры, а не воображаемая. На практике религиозные организации, при поддержке государственных властей, могут навязать человеку выполнение определенных обрядов. Они могут заставить человека публично исповедовать свое согласие с определенными тезисами, и/или приверженность определенным ценностям/образам. Но проконтролировать, чтобы люди надеялись на непознаваемую реальность, не подставляя на ее место определенные образы, ни одна организация не может.

2.1. Хотя реальность в целом существует вне всякого сомнения, ее непознаваемость крайне затрудняет ее превращение в предмет человеческой надежды. Человек может надеяться на то, что он себе хоть отчасти представляет. Но непознаваемая реальность в целом таким предметом не является. Возлагать на нее надежду - это то же самое, что возлагать надежду неизвестно на что. А неизвестно на что человек возлагает надежду только тогда, когда все определенные "точки опоры за пределами сознания" оказались ненадежными или недостаточными.

Даже если человек формально возлагает свою надежду на единого, непредставимого и немыслимого Бога, на самом деле он будет подставлять на место этого "Бога над Богом теизма" (по выражению известного теолога Пауля Тиллиха) какой-то определенный образ - если только не оказывается в предельной ситуации, в ситуации, когда все определенные надежды разрушены. Вера какого-либо человека в невидимого Бога вообще незаметна внешнему наблюдателю, не отличима от веры в какой-либо определенный образ. Как же ее можно навязывать?

2.2. Кстати, поясню, почему интерпретация моих слов в том духе, что Бог - это струны, или ложный вакуум, не соответствует тому, что я говорю. Рискую Вам надоесть повторением того же самого, но боюсь, что возникло некое недоразумение. Я говорю, что Бог - это реальность в целом, всё существующее.

А о струнах или вакууме (или о какой-нибудь исходной сингулярности - в данном случае, мне всё равно, какая из космологических моделей ближе к истине) я пишу только для того, чтобы подчеркнуть - какую бы теорию происхождения Вселенной (или Мультиверса) мы не строили, она всегда будет принимать некие явления как данность, не объясняя их, и уже из них выводить все остальные явления.

Эти примеры лишь иллюстрируют мой главный тезис - любые человеческие объяснения (я имею в виду настоящие объяснения, а не лишенный смысла словопомол) строятся на том, что одни существующие явления объясняются, как следствия других явлений. В самом худшем случае, где нельзя дать настоящего объяснения, ученые ищут хотя бы корреляцию между явлениями. Но это означает, что реальность, как целое, в принципе не может быть предметом науки. Итак, эта реальность существует вне всякого сомнения, и, вместе с тем, непознаваема по определению.

3. По поводу России и исламского мира напишу, с Вашего позволения, ниже.

Date: 2015-02-11 12:43 (UTC)
From: [identity profile] n-vilonov.livejournal.com
3. По поводу России и исламского мира. Мне, как и Вам, не нравятся некоторые клерикальные тенденции в современной российской жизни. Скажем, я не вижу ничего хорошего в введении основ православной культуры (или как там это называется) в младших классах школы. При этом против компетентного, не зашоренного конфессионально преподавания теологии в старших классах и в ВУЗах, я бы не имел ничего против. Впрочем, я отдаю себе отчёт, что компетентного теологического образования в нашей стране ещё долго не будет.

Но объединять Россию и страны исламского мира - это, слава Богу, очень большое преувеличение. Говорю, естественно, не о таких странах, как Турция, а о тех, где действует шариатское право. В России не казнят (и вообще судебно не преследуют) за переход из государственной религии в другую веру. В огромном большинстве случаев, вера человека не влияет на его карьеру, положение в обществе, и т.п. Половые отношения и семейная жизнь в России также регулируются светским законом, а не установлениями какой-либо религиозной организации. Есть некоторые радикалы, которые хотели бы приблизить российское законодательство к нормам, принятым в Иране или в Саудовской Аравии - но пока они еще очень далеки от успеха.