20_00: (Default)
[personal profile] 20_00 posting in [community profile] ru_antireligion
  Важнейшей и наиболее острой проблемой, связанной с традициями, является  то, что никто и никогда не дал внятного ответа на вопрос, почему  традиции нужно соблюдать. Зачем их надо соблюдать? Никто об этом не  говорит и, я думаю, не скажет. Потому что сказать нечего.
   Говоря о традициях, обычно вспоминают набор клише, таких как: скрепы, без религии общество скатится в ад, вечные ценности (на них я остановлюсь отдельно) и даже, если перед нами недоумок, кары высших сил.
   Всё это, разумеется, не ответ на вопрос почему надо соблюдать традиции,  а разной степени продуманности эвфемизмы для банального человеческого  "я не знаю". Метафоры без содержания. Что, к примеру, подразумевается  под карами высших существ? Страхом Божьем? Наказании Божьем? Что будет  конкретно? Нужно признать, что никакие примеры верифицируемого ущерба,  материального или физического, связанного причинно-следственной связью с  несоблюдением традиций, нам неизвестны.
   Это апелляции к догме.  Нельзя мотивировать действия, обозначая в качестве причины нечто, о чем  сами апеллирующие не имеют ни малейшего понятия (потому что у нас нет  никаких знаний о боге), тем более заявляя, что это неизвестное нечто  предпримет определенные действия в отношении физических лиц, о которых,  якобы, заранее известно. Другими словами, повторюсь, когда на вопрос  "зачем" отвечают "потому что писания" - это не ответ, а констатация  незнания, тождественное "я не знаю", потому что бог - это то, о чем не  знают.

   Однако мы  понимаем, какие причины существуют у поборников традиций требовать их  соблюдения (традиции хорошо монетизируются), но у нас нет ни одной рациональной причины соблюдать традиции просто потому, что это традиции.  Говоря образно, традиции в таком аспекте оказываются экологической  стратегией внутривидовых взаимоотношений, при которой, перефразируя  одного известного профессора, часть популяции использует другую часть  как среду обитания и источник питания, и не предполагает иного образа действий.
   Из последнего в частности следует, что ответом на вопрос "зачем"  является "чтобы мне было чего кушать". Но эта причина лежит вне  субъектов, которых заставляют (просят) соблюдать традиции, а значит не  может быть причиной соблюдать для них. У субъектов воздействия нет  собственных, эндогенных так сказать, причин соблюдать традиции и  паразитическая группа за тысячи лет не смогла их представить. Пропаганда  традиций в настоящее время существует только благодаря внешним  инвестициям (и они выгодны) плюс использованию гипноизлучающих  мощностей. Не будь этого - потребность в соблюдении, да и пожалуй  простой интерес, тут же сойдет на нет.  
   Здесь, конечно, мне  могут возразить, что традиции - нечто вроде инстинкта сохранения  статус-кво. Их можно уподобить действию стабилизирующего отбора в  биологии. Но это - отказ от развития и кроме этого, мотив, а не причина.  Или, если хотите, фобия. "Чтобы не было хуже". Аргумент к  неблагоприятным последствиям, которого я коснулся выше. Причин же  (целесообразности) - не существует. Когда охлос, подзуживаемый  несколькими наиболее активными тунеядцами, начинает рассуждать о  важности сохранения скреп, нужно смело прерывать это словоблудие простым  вопросом - зачем? И оказывается, что ни к каким фактам они обратиться  не могут. Всё, на чем построена эта риторическая конструкция - одна  единственная, никогда и никем не доказанная, ценностная догма.
   Которая не содержит в себе никакого фактического знания об объективной  реальности, но из которой шарлатаны извлекают огромные горы витиеватой  бессмыслицы, пытаясь выдать их за знание о природе вещей и на этом основании навязать их здоровому большинству.

   Еще одна вариация на тему инстинкта сохранения состояния выражается в  стереотипе "традиции нужны для выживания вида" и "предков нужно  уважать". Оставив в стороне сугубо риторические конструкции про  уважение, которые содержательно пусты (действительно, почему надо  уважать предков? Что случится, если предков не уважать? Смертность  подскочит и станет как была у предков? Или что?), можно возразить  аргументу к выживанию вида. Это крайне важно на самом деле, потому что  существует мнение, будто действительно такая связь есть. На мой взгляд  она действительно есть, но ровно обратная, соблюдение традиций,  трактуемое как отказ от развития - это смерть вида.
   Мнимая польза  традиций для выживания обусловлена набором аутичных черт, свойственных  некоторой части населения. Им важно сохранить стабильность среды  обитания, так как это снижает нагрузку на мозг. Словно аутисты, они  ходят по одним и тем же тропинкам, старательно переступают через одни и  те же трещины, следуют одним и тем же двигательным шаблонам в  повседневной рутине. Шаг вправо, шаг влево смерти подобен! Он  перенаправляет биотоки мозга по другим маршрутам, вместо тех, по которым  они до этого циркулировали десятилетиями подряд. Если такая  необходимость возникает, они впадают, в зависимости от генетики, либо в  ступор либо в истерику, точь-в-точь как аутисты при малейшем отклонении  распорядка от заведенного. Истерики бывают разрушительны для окружающих,  наносят колоссальный ущерб, но...все же избегать их не есть причина  соблюдать традиции, потому что психопатологические реакции  свидетельствуют не об объективной пользе традиций как таковых, а только о  защитном механизме неразвитого мозга, цепляющегося за жизнь в ситуации,  когда он уже приговорен эволюцией к окончательному исчезновению  навсегда. Отказ от развития - всегда вред, а не польза. Даже если  традиции позволяют держать под контролем аутистов.
   Подчинение,  которое требуют идеологи традиций - признак социальной организации,  характерной для обществ, выстраивающих свою идентичность на основе  территориально-этнического национализма. Как раз тех самых традиций,  скреп, славной истории и прочее. То есть всего того, что ведет к  изоляции и деградации (причем, вполне биологической природы) отдельных  популяций в условиях современного нарождающегося общества, главным  ресурсом которого становится информация.
   Однако информационная идентичность, связанная с появлением нового класса людей, не эксплуататоров и не эксплуатируемых, то есть творцов, приходит на смену национально-территориальной.
   Такие популяции, точнее совокупности людей, получают эволюционное  преимущество, в том числе они последние кто останется после агонии  старого мира, получив шанс размножиться. Поэтому любые "для" исчезнут.  Рудиментарные органы, если рассматривать склонность к традициям как  биологический признак, делали целые виды нежизнеспособными. Так будет и  на этот раз, только вместо органа - идеологическая (культурная)  идентичность.
   Новый информационный потоп перекроет дыхание  всякому организму с устаревшим типом информационного метаболизма - то  есть с ксенофобным линейно-регулируемым метаболизмом, воспроизводящим  одни и те же мемы в ряду поколений. А Ноя то нет!
   Но мы выплывем.  Информационный Хаос - центр кристаллизации нового мира. Не станем  забывать, что массовому интернету всего около 20 лет, сейчас мы видим дичайшее сопротивление его развитию и противодействие следствиям, которые он несет для всего  человечества. Но это временное явление, через 50 лет все уляжется. Будут  накоплены колоссального объема метаданные, из которых родится новая  метасоциология. И это прекрасно, потому что всех смоет за борт волной.  Вот, что я мог бы сказать о связи традиций и выживания.

   Итак, наш духовный и интеллектуальный долг настоящего момента в том, чтобы найти в себе смелость признать простой факт - традиции соблюдать не нужно. Расскажите об это детям, это важно.
   Предполагаю, что очень многие мои читатели на этом месте мысленно  воскликнут - "Рече безумен в сердце своем: несть вечныя ценности!".  Постараюсь заочно возразить на этот шаблонный тезис.
   Прежде всего,  безумец тот, кто утверждает, что такие ценности есть, но не может  привести ни одного примера вечной ценности. Мне такие примеры неизвестны  и я утверждаю, что они неизвестны никому.
   Тут вспоминается  забавный эпизод о моем разговоре с одним знакомым, профессиональным  теологом. Он меня вкрадчиво убеждал, что такая ценность ... деньги!  Пойми, говорил он, рассказывая о своей практике по рентной эксплуатации традиций,  как это здорово - баблос, откаты, тачки, телочки, поесть хорошо,  одеться чтоб по-приличному, мотивация есть - непонимаю отрицающих!  Отжимаем, подставляем корзину, собрали - расходуем. Дивный исторический  момент - все трутся, пыжатся, недостаток, лишения. Им: "Пусть Господь  благословит", мне: "Господи, благодарю за обильный дар от твоих  щедрот!", "Не для себя берем - для Бога".

   Я не считаю деньги  вечной ценностью и вот почему. Прежде всего, в теоретическом аспекте,  деньги - это ресурс. Поскольку баблос - эквивалент ресурса. Для бактерии  баблос - молекула сахара. Но в палеолите (когда) оборот ресурса  осуществлялся на совершенно других принципах, в частности не было  частной собственности. Так что ресурс нельзя рассматривать как вечную  ценность, а только как некое необходимое условие среды для  физиологического функционирования. С тем же успехом можно сказать что  воздух - вечная ценность. Но это всего лишь химия и физика окружающей  среды, делающая возможным существование органической жизни в известном  нам виде.
   К слову, в конце палеолита уже был Гомосапиенс, а сам  этот период занимает почти всю историю человечества. Так что переход от  общинных принципов оборота ресурса (для коллективного выживания) к  баблосу - то есть ресурсному эквиваленту и условию появления частной  собственности, состоялся совсем недавно и в общем занимает не более  одного процента от истории вида. Одного процента, подчеркну. Так что его  никоим образом нельзя считать чем то вечным, незыблемым. Это  историческое мгновение. Более того, в ряде моральных систем он  отвергается - то есть даже в ценностном плане не имеет статуса некого  универсального абсолюта.
   Конечно, если баблос понимать слишком  широко, подразумевая под ним любой ресурс, необходимый для получения  энергии живыми организмами (включая бактерий), то он типа вечен. Но это  слишком далеко отстоит от баблоса как элемента социальной организации,  который вечным не был, возник как посредник в ресурсном трафике и только  тогда, когда появилась возможность этот ресурс накапливать (чего  большую часть истории не было). Теоретически, нужда в этом посреднике  может отпасть так же, как и появилась в свое время. Например, когда  производственные мощности каждого смогут обеспечивать автономное  существование, а это отнюдь не фантастика.

   Еще одно замечание  по вечным ценностям. Большинство путают ценности (в контексте традиций) с  базовыми потребностями, например комфорт, достаток, безопасность.  Однако эти потребности ничего общего не имеют с ценностными догмами,  лежащими в основе традиций - то есть поведенческих шаблонов.

   Наконец, могут сказать, что есть базовые родоплеменные ценности.  Действительно, есть некие шаблоны биологического происхождения  (альтруизм, семья, etc). Но они не вечные, так как имеют источником не  внешнюю по отношению к органической материи вечность, а биологические  признаки, сформировавшиеся впервые у стайных млекопитающих еще до  появления рода Homo, в более примитивных вариантах - еще раньше. Они  были адаптивными в определенных условиях среды и поэтому  закрепились. У гоминид добавилось, пожалуй, только уважение к старшим.  Тем не менее, не во всех культурах. Всё это есть приспособительные  механизмы для повышения КПД трудозатрат на получение ресурсов (пищи,  комфорта, повышения выживаемости приплода). Конфуцианство, равно как  некоторые другие религиозные системы, заимствовали эти принципы вполне  материальной этиологии для своих целей.
   В этой связи  принципиально важно отметить, что когда говорят, будто источники  нравственных ценностей - религии - это ложь. Религия появилась позже  них, вобрав в себя элементы социальной организации и внутривидовых  отношений приматов и объяснив их теоретически в соответствии с тогдашним  уровнем знаний о природе вещей. Эти элементы существовали до  кристаллизации идеалистических представлений и помимо них.
   Таким  образом, никаких вечных ценностей религиозной природы нет. В лучшем  случае - это ограниченные во времени (ибо в какой то момент времени  появились впервые) ценности Вида, авторское право на которые нагло  присвоили жрецы.

   Можем ли мы, однако, назвать родоплеменные ценности традиционными?
   Вероятно, но только в рамках той культуры, к которой принадлежим, то  есть не вечными и конечно же не абсолютными. При этом отметим, что на  исходный вопрос, почему же мы должны следовать этим ценностям, разделять  их (соблюдать традиции) ответа как не было так и нет. Когда-то они играли адаптивную роль, а сейчас?   
   Не думаю. Разве мы должны их соблюдать потому что они были выгодны 30  тысяч лет назад? Размер групп и условия, под которые были заточены эти  ценности, больше не существуют. Группы гораздо больше, а ресурсов  меньше, причем это системный дефицит и его нельзя устранить расширением  ареала например. Экстенсивное развитие кончилось, а интенсивное - так и  не началось, несмотря на все мечты фантастов и ученых. В частности,  ближайшее будущее - дефицит пресной воды. В таких условиях человечество  не сможет позволить себе гуманизм и соблюдение традиций, которые  нагружают группу сверх меры, отбирая ресурсы у здоровых особей.  Гуманизм, таким образом, можно рассматривать как побочный эффект  профицита ресурсов. Человечество сейчас может себе позволить содержать  большое количество иждивенцев. Но коэффициент демографической нагрузки  растет и пределы его роста конечны. Когда они будут достигнуты, традиции  будут забыты очень быстро. Старый мир доживает последние десятилетия,  причем на грань гибели его поставило именно соблюдение традиций (в частности, бесконтрольное размножение).
   Плюс экстенсивная модель природопользования, источник которой -  традиции: "идите и владейте землей, хозяева природы", перефразируя один  письменный артефакт.
   Роль религиозно-мотивированной репродуктивной  стратегии человека в утрате, например, равновесия гидроцикла,  несомненна. И все это поставило нас на грань гибели, что необходимо  учитывать, рассуждая о роли традиций в выживании вида. Фактически, на  короткой дистанции традиции дали рывок вперед, а на длинной - привели на  край пропасти. В порядке оффтопа. К тому моменту, как понадобятся  опреснители, на земле будет 9 млрд человек. Скольким из этих миллиардов  будет по карману покрыть потребности за счет создания опресняющей  промышленности? Думаю, двум - трем. Причем, от льдов (Памира) зависит  огромный регион с огромным, размножающимся по предписаниям т.н. духовных  авторитетов населением. По традиции заботы о предках и потомках. Только  потомкам фактически роют могилу. Глубокую могилу в пустыне, которую  оставят после себя.  Металл тем временем тоже кончается. Точнее,  переходит в диффузную форму. Миллиарды лет концентрировался в руды, и  тут за сотню тысяч лет - на исходе. Все ушло на сверхпотребление в  действительности не нужных вещей.
   Об этом можно было бы многое  написать, но главный вывод в том, что традиции стали источником  совершенно противоестественной и даже смертельно опасной стратегии жизни  подавляющего большинства людей. Уже в силу одной этой причины отказ от  традиций безоговорочно необходим.

   Обобщая, можно сказать, что  для постулирования наличия вечных ценностей нужно доказать, есть вечный  источник ценностей, то есть бог, и некая ценность возникла  непосредственно из этого источника. А если говорить об устоявшихся  цивилизационных ценностях (см. выше), то неплохо уточнить - цивилизацию с  палеолитом считаем или без? С какого тысячелетия до н.э.? Получается,  что устоявшиеся ценности - исторический миг. Но и то сказать, например в  некоторых культурах крайнего севера (охотники-собиратели), емнип в  древней Японии - стариков просто убивали и все. Они садились в юрту  спиной к стене, а дети пробивали её копьем. И всё это, без сомнения,  была цивилизация.
   Разговор о вечных ценностях - попытка выдать местечковые обычаи за нечто стабильное и свойственное человеку в целом всегда.

   В заключение хотелось бы снова напомнить, что современные проблемы  достаточно серьезны и главное препятствие на пути к их решению -  традиции. Необходимо мягко устранять это препятствие и для этого нам  нужна новая религия. Для начала я констатировал выше, постаравшись  объяснить на примерах, вредоносный потенциал отдельных текущих  доктринальных религиозных традиций. Следовательно, как минимум, их не  должно быть, или они должны быть изменяемы в зависимости от условий  среды и это надо прописать в основах будущей религии.
   Следует  предельно однозначно внушить, что никаких знаний о боге у людей нет и  быть не может. Поэтому любые представления о нем, включая представления о  количествах богов и их свойствах - качественно равны в своем тупоумии.  Если кто-то конфликтует с кем-то из-за представлений или ставит кого-то  (группу) в неравное положение из-за них же, карает кого-то из-за  представлений, или уничтожает информацию о представлениях, то это  смертный грех и он сгорит в аду неизбежно. В области представление  должен быть информационный хаос.
   Линейность прогресса должна быть  нарушена в зародыше. Информационный метаболизм человечества следует  перестроить по прокариотическому принципу организации - горизонтальный  перенос информации (генов, мемов, текстов).
   Чтобы было не древо жизни, а запутанная трехмерная сеть. Как у прокариот.
   Могут возразить - ведь запрет на присвоение представлениям  иерархического неравного статуса - фактически запрет на право заявлять о  знании, что может привести к размытию самоидентификационных механизмов  отдельных человеческих стаек, а это же ужас ужас. Но я думаю, риски  преувеличены, ведь запрет на право знать о фактической истинности  представлений не значит запрет держаться определенных представлений и на  этой основе кучковаться с единомышленниками.
   Но если бы это и  привело к исчезновению территориально-национального принципа  самоидентификации (о чем я писал выше), что повлекло бы  взаиморастворение культур с исчезновением генетически изолированных по  культурному принципу групп, я не увидел бы ничего плохого в этом. Давно  известно, что гетерозис (в том числе информационный - то есть  культурный, чему в истории немало примеров) явление полезное, популяции  от этого лучше, то есть отвечает интересам большего числа людей и  служит,таким образом, Добру.

   Модификация ключевых положений  религиозных доктрин неизбежна в среднесрочной перспективе. Как показано  выше, так называемые традиционные ценности начинают угрожать выживанию  биологического вида и необратимо перестали отвечать условиям среды и  реалиям зарождающегося нового типа общественных отношений  (информационного общества и экономики знаний).
   Сколько бы хромые  утки ветхого человека, вроде наших и зарубежных высокопоставленных  чинуш, не твердили, что традиционные ценности - условие выживания  цивилизации, они уже мертвы. Это просто панцирь накануне линьки. А  цепляются они потому, что понимают - грядущий метаморфоз их уничтожит и  из куколки вылупится организм, совершенно несовместимый ни с  идеологическим, ни с территориально этническим принципами  самоидентификации.
   Традиции сейчас тормоз для всех. Те, кто их  отрабатывает, словно время стоит на месте, пилят сук на котором сидят и  питаются. Очень скоро вообще не останется ресурсов роста. При этом, во  всем мире падает потребность в рабочей силе. Всего сто лет назад для  производства единицы простейшей продукции (гвоздь, стакан, книга,  конфета) требовались десятки людей, сейчас один робот. Грубый пример, но  мысль надеюсь понятна. Скорость этого процесса нарастает, а ведь сроки  только нам кажутся большими (100-200 лет), для эволюции это миг.

   Впереди большие потрясения, и я верю, что-нибудь в горниле  выкристаллизуется. Пока мы можем (по моему мнению) указать на  противоречия и недостатки. Мы можем констатировать гибельность  определенных идей. И слегка только наметить куда идти.
   Но путь не  в фокусе, действительно, но этого не надо опасаться. В начале пути  всегда так. Текущее человечество по моему мнению погибнет. Его раздавит  груз прошлого. Традиции похоронят цивилизацию.
 
   Текущая политика традиционалистов - экзистенциальный ужас заскорузлого мозга, приговоренного эволюцией к полной элиминации.

Date: 2015-11-10 10:16 (UTC)
From: [personal profile] enkidus
"никто и никогда не дал внятного ответа на вопрос, почему традиции нужно соблюдать. Зачем их надо соблюдать?"

Надо - неправильное слово. Традиции соблюдают, потому что это приятно или удобно. Если кто-то говорит, что традицию "надо" соблюдать, это означает, что он говорит о том, что люди уже не хотят соблюдать, но ему лично такое соблюдение было бы выгодно.

Date: 2015-11-10 16:55 (UTC)
From: [personal profile] enkidus
"Так говорит гундяев, путин и матвиенко "

Им это надо. Надо, чтобы большинство соблюдало. Им это выгодно.


"Момент насчет приятности и удобности в тексте отражен (абзац про аутистов)."

Думаю, сравнение некорректно. Если традиция лично кому-то (или мне) нравится, было бы странно ее отвергать только потому, что это традиция.

Date: 2015-11-10 20:04 (UTC)
From: [personal profile] enkidus
"А я не писал, что надо отвергать. Я писал, что нет рациональных причин принимать. Рациональных, подчеркиваю."

Хм, сомнительно. Есть вот традиция класть новогодние подарки под ёлку. Если я это сделаю, это доставит мне удовольствие. Сделать что-то, чтобы получить положительные эмоции, вполне рациональный выбор.

Date: 2015-11-10 16:16 (UTC)
From: [identity profile] doktorbobo.livejournal.com
Хорошо сказали, + много.

Date: 2015-11-10 10:17 (UTC)
From: [identity profile] tarantoga.livejournal.com
плюс сто. Этот текст вам удался.

Date: 2015-11-10 11:20 (UTC)
From: [identity profile] tarantoga.livejournal.com
да, я ее не читаю. правда

Date: 2015-11-10 10:17 (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
*достал попкорн и пиво*
Да грянет срач!
Интересно нашим бы такое закинуть, вот бы они побегали

Date: 2015-11-10 10:23 (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
я закинул к себе в ФБ, там иногда досы бывают. А в местах гнездования их не бываю я - мне лень

Date: 2015-11-10 11:21 (UTC)
andreios_ab: (hero)
From: [personal profile] andreios_ab
Здесь все самоочевидно. Выводы кристально чисты, не запятнаны логическими провалами и сумбурностью изложения. Все так. Не из-за чего спорить.

Date: 2015-11-10 11:22 (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
Верующие и логика? гм, интересно

Date: 2015-11-10 11:25 (UTC)
andreios_ab: (hero)
From: [personal profile] andreios_ab
Да верующие уже давно все поняли. Некоторые просто продолжают по инерции... Или из чувства протеста по духовной незрелости... Все всё поняли. Всех ждет одно и то же. Да, кому-то немного страшно, но и это пройдет. Верующие и логика, да!
Edited Date: 2015-11-10 11:26 (UTC)

Date: 2015-11-10 11:48 (UTC)
andreios_ab: (hero)
From: [personal profile] andreios_ab
Я действительно не вижу реальной альтернативы вашим тезисам. Никакого ерничанья.

Date: 2015-11-10 12:43 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
чувствуется тонкая ирония... никакого ёрничанья.

Date: 2015-11-10 11:23 (UTC)
From: [identity profile] 18rsperresponse.livejournal.com
Не благодаря ли в том числе определённым традициям ваши имеют такой, например, огромный политический вес в мире?

Date: 2015-11-10 11:28 (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
Не думаю. Благодаря соблюдению традиций они ощущают себя единым сообществом (при катастрофической генетической разнице, о чем не любят упоминать), народом. При этом, кк выяснилось, то, что помогало в изгнании, здорово мешает при совместной жизни на одной территирии.
Ну и - про политический вес - к соблюдению традиций этот вес прямо мало относится

Date: 2015-11-10 11:18 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
Да, наверное, спорное утверждение, что главное препятствие на пути к решению проблем - традиции.
От традиций есть и много пользы...
и всё-таки, вряд ли "традиции похоронят цивилизацию"...
Передовые западные общества от них отказались, постепенно и другие пройдут по их пути. Не факт, что это очень хорошо...
Если, ядерная бомба прежде не похоронит цивилизацию, конечно...

Date: 2015-11-10 11:35 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
я надеюсь, Вы меня извините, что я прочёл пост по диагонали.
Мне показалось о традициях говорится очень обобщённо.
Пример полезных традиций - в одной из моих любимых книг "Не упускайте своих детей (http://log-in.ru/books/ne-upuskaiyte-svoikh-deteiy-nyufeld-gordon-mama-i-malysh/)" говорится, например, о несомненной пользе для психологического развития детей т.н. "деревни привязанностей" - т.е. когда есть большая семья - дедушки, бабушки, дяди, тёти, братья, сёстры и, конечно, оба родителя. Традиционные праздники (в том числе и религиозные) способствуют поддержанию отношений в большой семье, например. Хотя, конечно, Вы можете возразить, что религиозные традиции провоцировали массу конфликтов в семьях.
Что ж, любая палка о двух концах и надо палкой пользоваться с умом...

Date: 2015-11-10 12:34 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
Но Вы не находите, что то, что Вы пишите - это очень специфический, очень какой-то узко-биологический взгляд на человека?
Этакий архаичный нигилизм Базарова...
Думаю, что этот взгляд, так, как Вы его сформулировали, как раз нежизнеспособен.

Date: 2015-11-10 20:51 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
надеюсь, жизнь опровергнет.
Марков часто иронизирует над философией, что не слишком умно, на мой взгляд, с его стороны.
Базаров - характерный образ человека с односторонним взглядом на жизнь.

Date: 2015-11-10 16:57 (UTC)
From: [personal profile] enkidus
"Передовые западные общества от них отказались..."

Сколько не бывал в таких обществах, повсюду традиции.
Они отказались от некоторых наиболее неприятных, например, геноциды и междоусобные войны.

Date: 2015-11-10 20:49 (UTC)
From: [identity profile] punk-lowliness.livejournal.com
да, это они хорошо сделали...
я имел в виду, религиозные традиции. Хотя, вероятно, полного отказа от них не произошло и на Западе...

Date: 2015-11-10 12:49 (UTC)
doloyinternet: (Default)
From: [personal profile] doloyinternet
Браво, браво...
Единственный плюс традиций— они привычны и удобны, как разношенные ботинки.

Date: 2015-11-10 13:18 (UTC)
andreios_ab: (hero)
From: [personal profile] andreios_ab
Привычные и удобные традиции... Выхолощенные псевдоморфические традиции, вы, наверное, хотели сказать. Простой пример. Возьмем добрую традицию посещения народом церкви: выполняет ли сейчас, когда в массе среди прихожан никто никого не знает, визит в церковь свою социально-коммуникативную функцию? Или это уже какая-то другая "традиция" со своими смыслами? А аутентичная традиция "выхода в люди" теперь существует в каком-то другом виде?

Date: 2015-11-10 14:15 (UTC)
From: [personal profile] acbect
Че-то после Твиттера такой пост осилить трудновато. В закладки.

Date: 2015-11-10 16:34 (UTC)
From: [identity profile] doktorbobo.livejournal.com
Вспомнил старый анекдот про верблюжонка в зоопарка: "Мама, а зачем нам горбы?" - "Мы храним в них воду и энергию для долгих переходов по пустыне." - "А зачем нам такие копыта?" - "Чтоб не проваливаться в песок во время долгих переходов по пустыне" .... "А на фига нам все эти прибамбасы в Питерском зоопарке, если даже мой дедушка не видел пустыни?" Так и с традициями, на фига мне "традиционные бабушкины лапти", если я живу в совсем другом мире? Мне не нужны.
Нужны власти. И вот зачем. Власти, на справляющейся с модернизацией общества в целом, традиции нужны для сохранения контроля над обществом. Власти, идущей по пути к самоизоляции, традиции нужны для изоляции от остального мира. Народу, не тянущему модернизацию, традиции нужны для сохранения самоуважения. Добавьте еще по вкусу. Причем я не веду речь именно только о российской власти - посмотрите, что творится, например, в Индии.

Date: 2015-11-10 17:40 (UTC)
From: [identity profile] doktorbobo.livejournal.com
Про занавес. Я восстановил старый дочкин ноут (до W10 не обновляется) и гружу на него книги и подкасты. Обо всем подряд. Чем больше успею, тем лучше.

Date: 2015-11-10 18:28 (UTC)
From: [identity profile] doktorbobo.livejournal.com
У меня 2 внешних винта на 1.5 тера в сумме. )))) Доберусь и до них. У сына новый комп на тер. В сумме всего на 4 с лишним тера буде, можно всю мировую культуру и науку закачать без кино. Но ноут удобнее.
W10 нормальный, такой же как и 8. Edge реально работает быстрее и меньше зависает, чем IE. Я две W7 на W10 обновил, без претензий.
Это я на случай войны, чтоб не скучать. А образовательно-познавательное и Китай не перекрывает, на сколько я знаю.
Еще к новому году хот берд поставлю, кронштейн уже поставил.

Date: 2015-11-10 16:57 (UTC)
From: [identity profile] tolya99.livejournal.com
лично я склоняюсь к комбинации факторов включающих в себя знаменитых голубей скиннера (http://genealogyreligion.net/at-the-origin-of-ritual-superstition-in-the-pigeon) и повышение доверия между членами группы. типа, если мой потенциальный партнер тратит хренову тучу энергии и средств на ту же фигню что и я - он не может быть плохим человеком. как пример, патетические религиозно-моралистические речи столь типичные для жуликов и политиков. работают же! ну и то что религия это все же таки мемо-вирус мозга не забываю.

Date: 2015-11-10 17:18 (UTC)
From: [identity profile] tolya99.livejournal.com
добавлю что повышение доверия между партнерами сейчас достигается новыми способами не известными скотоводам бронзового века и их богам, как-то социальные сети, yelp и прочие ревью, fico score если речь о финансовом бизнесе, и т.д., что наверное так же привносит лепту в упадок религиозности в цивилизованных странах.

Date: 2015-11-10 18:13 (UTC)
From: [identity profile] f_ja.livejournal.com
все зависит от конкретных традиций и конкретных ситуаций